Страницы

воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Что нельзя и что нужно делать родителям неговорящих детей!

Что нельзя и что нужно делать родителям неговорящих детей!
Что нельзя делать?
1.Нельзя связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет».
2.Нельзя ждать определённого времени: до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду. Грамотный логопед способен определить тип речевого развития и дать рекомендации по речевому развитию в любом возрасте.
3.Нельзя говорить в присутствии ребёнка о проблеме. «Он не говорит», «Почему он не говорит?», «Он, наверное, и не заговорит».
4.Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет неговорящий ребенок. Это может вызвать у него отказ от речи, проявление негативизма.
5.Нельзя сопровождать речевым комментарием ребенка постоянно.
В этом случае мы получаем два эффекта: 1) родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает раздражение и злость на ребенка; 2) ребенок воспринимает речь как фоновый шум, наподобие постоянно включенного телевизора.
6.Нельзя использовать вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например, записать свою речь на планшет или использовать готовые программы.
7.И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки.

Что нужно делать?
1.Выяснить уровень потребности в общении ребёнка с окружающими.
2.Выяснить уровень коммуникации ребёнка с окружающими.
Общается ли ребёнок с помощью невербальных средств общения? Если нет, то работу надо начинать с обучения общению ребёнка с окружающими с помощью невербальных средств общения (жесты, мимика)
Общается ли ребёнок с помощью вокализаций, звукоподражаний? Если нет, то работу надо начинать с данного этапа.
3.Создание условий, необходимых для того, чтобы ребёнок заговорил.
3.1.Создание коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
Создание такой среды, чтобы она стимулировала речевую активность у ребёнка:
·функциональные, грамотно подобранные игрушки;
·пособия для развития сенсомоторных функций;
·природный материал: пух, речные и морские камни, ракушки, веточки и т.д.
·звучащие предметы: «шумовые» коробочки и баночки, музыкальные инструменты; звучащие шары, погремушки, свистульки, колокольчики, шуршащая оберточная бумага и т.д.
·иллюстративный материал: фотографии, наборы картинок (разного размера) по лексическим темам, серии картинок;
·материалы для изобразительной деятельности: пластилин, пальчиковые краски, ватманы, глина, цветные карандаши и т.д.;
·мягкие модули, сухой бассейн, батут, аквалампы и т.д.
3.2.Совместные прогулки с ребенком, посещение культурных мероприятий.
Вместе с ребенком посещать детские библиотеки, музеи, зоопарк и пр. В один день посещать не более одного заведения с целью предотвращены перегрузки ребенка.
3.3.Организация режима дня.
·Ложиться спать, просыпаться, купаться, кушать и пр. примерно в одно и то же время, комфортное для всей семьи.
·Регулярно посвящать одни и те же дни недели определенному занятию. Например, четверг - день творчества, а воскресение — день чтения и т.п.
·Проводить речевые занятия в одно и то же время, посещать логопеда в одни и те же дни недели.
·Будить ребенка с помощью регулярных сенсорных стимуляций. Например, включать приятную музыку: детский джаз в сочетании с шумами моря; классическую музыку; проводить легкий игровой массаж, либо использовать пуховки, кусочки меха или же, наоборот, (в зависимости от типа чувствительности ребенка) мочалки из люфы и колючие шарики суджок;
·Визуализировать расписание ребенка с помощью фотографий» на которых изображен ребенок, выполняющий те или иные действия.
·Гулять не менее 2 часов в день с целью насыщение организма кислородом, который является необходимым компонентом для расщепления глюкозы - основного источника энергии для нервной системы.
·Определить систему питания, насытив ее по возможности полиненасыщенными жирными кислотами (добавляя в еду перемолотое (льняное семя, различное нерафинированное масло), витаминами группы В (зеленая гречка, орехи, курага, картофель, рыба, яйца и др.), глюкозой (виноград, бананы, тыква, черешня и пр.).
·Сократить количество просмотра мультфильмов и игры на компьютере (в т.ч. телефоне, планшете) до 20 минут в день! Выключать телевизор, когда его не смотрят, исключая фоновый шум, на который рассеивается внимание ребенка.
·Перед сном настраивать ребенка на отдых, принимая теплую ванну, просматривая диафильмы или читая сказку, или просто удерживанием ребенка в объятиях на коленях.
·Стараться обеспечить дневной сон или хотя бы от- кровати.
4.Развитие психических процессов, двигательных функций, сенсорное развитие.
Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша. Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине;
5.Вызывать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;
Коррекционно-развивающая работа должна соответствовать этапам доречевого и раннего речевого развития: недифференцированная голосовая активность, гуление, лепет, лепетные слова, звукоподражания, общеупотребительные слова, простые фразы из двух-трех слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза с лексико - грамматическими недостатками и т.д.
Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий